Вы просматриваете: Главная > Тусовки за границей > Тени далеких предков

Тени далеких предков

Восточная доля острова Шри-Ланка — наиболее экзотическая. Тут можно увидать стадо слонов, пересекающее асфальтированное шоссе, посетить руины древних городов — подтверждение многовековой сингальской культуры, встретить в джунглях веддов — потомков древнейшего населения острова.

Недалеко от города Анурадхапуры находится Сигирия, известная своими фресками. Туда и лежал мой линия.

Сгущались сумерки, а мы все еще были в пути. По краям дороги таинственно чернели джунгли. Лишь изредка луч света фар выхватывал одинокую повозку, запряженную парой буйволов, несколько домиков на обочине, и опять джунгли. О чем лишь не передумаешь в дальней дороге. Современный транспорт увеличил скорость, однако, к сожалению, он не сделал путешествия безопасными.

Ну вот и Дамбулла, до Сигирии еще возле 20 км — полчаса езды. Конечно, можно было бы заночевать тут, но ведь в отеле Сигирии заказан номер, к тому же хочется завтра с утра пораньше приступить путешествие на Львиную скалу. Ехали медленно, со скоростью пешехода,- путь была плохая, встречались совсем разбитые участки. Видимо, днем тут велись ремонтные работы.

По сторонам дороги — густые заросли, вкруг— ни души… Но вот послышалось мычание коров, запахло дымом, кизяком и парным молоком. Показались огоньки небольшой деревни. Мы подъезжали к Сигирии. Крутой заворот у скалы. Яркие огни отеля. Швейцар открыл дверцу машины, забрал вещи. Hac тут ждали.

По совету служащего отеля восхождение на скалу мы начали в 6 часов 30 минут утра: покамест не очень жарко, да и людей немного. Львиную скалу скрывала туманная марево. Еще не рассвело, когда мы подошли к гротам и огромным каменным глыбам, теснящимся на подступах к горе. Нам чудилось, что за каждым камнем кто-то скрывается, слышались таинственные голоса и шорохи, но кругом не было ни души, лишь изредка попадались бездомные собаки. Вот крутые лесенки подъема. «Нет другого такого места на Цейлоне, которое бы действовало этак на ваше воображение, как Сигирия», — вспомнила я слова историка и путешественника Л. Вульфа.

По ржавым металлическим лесенкам мы поднялись на первую площадку, затем прошли линия вырубленных в скале галерей и оказались на большой в виде террасы другой площадке, покрытой землей. Здесь росли трава и несколько деревцев. Мы подошли к разрушенному изваянию огромного льва. Собственно, остались лишь огромные лапы да выложенные из кирпича ступеньки, которые раньше были внутри каменного зверя. Чтоб подняться к вершине, надо было пройти через пасть льва — и не каждый решался на это. Ближе к вершине опять начались металлические лестницы, напоминающие пожарные на высотных зданиях. Затем они оборвались. Сейчас мы поднимались по еле заметным ступенькам, вырубленным в скале. Последние метры… Вот и вершина этого сложного инженерного комплекса. Отсюда открывается облик на окружающие равнины с зелеными квадратиками возделанных полей риса, на озеро, джунгли, синеющие вдали вершины гор. Останки фундамента, каких-то лестниц, вырубленных в скале и полуразрушенных временем и силами природы, прямоугольники бывших царских бассейнов (тут собиралась и хранилась дождевая вода)- вот все, что осталось от величественного царского дворца.

Начин припекать солнце. Длительные подъемы и переходы утомили. Но нам еще предстояло увидать главную достопримечательность Сигирии — фрески. На обратном пути мы посетили знаменитый грот. Еле пробивающиеся лучи солнца освещали фрески с изображением красавиц. Женские фигуры, обнаженные до пояса, как бы парили в облаках. Высокое художественное мастерство, тонкость рисунка, яркость красок, сохранивших свежесть в течение 15 веков, — ошеломляют.

Будто были созданы дворцовые сооружения на скале, сеть водохранилищ, наскальная роспись? Кто эти безвестные мастера? Наконец, кто изображен на фресках? Подобные вопросы преследовали меня. За поздним ужином я спросила об этом своего водителя.

— Много всяких легенд и поверий связано с Сигирией, — начал он свой рассказ. — Пожалуй, это самая трагическая и романтическая страница нашей истории, которая вдохновляет многих художников, поэтов и писателей. Но часть сингалов по-прежнему считает эти места недобрыми и избегает посещать их. Хотите, я расскажу одну из местных легенд о Сигирии?

Я кивнула.

— Пятнадцать веков назад жил царь, какой имел двух сыновей. Старший, Кассапа, был рожден от женщины из низшей касты. Одолеваемый жаждой власти, он сначала пленил, а потом убил отца. Боясь гнева богов и народного возмущения, Кассапа построил себе дворец на очень высокой и очень неприступной скале. Лишь днем царские слуги по веревочным лестницам спускались книзу и в ближайших деревнях собирали продукты для дворца. Самый основной вход в твердыню охранял огромный каменный лев с разинутой пастью.

У Кассапы было несколько жен. В селах округи выбирали самую красивую девушку и отправляли на Львиную скалу. Царь жил с новой женой несколько лет, а потом в искупление своих грехов приносил ее в жертву: несчастную женщину отдавали на растерзание огромному льву, которого держали в клетке. Перед жертвоприношением царь, чтоб навечно запечатлеть красоту женщин, приказывал придворному мастеру-живописцу писать их на стенах многочисленных скальных гротов и галерей. Так появились знаменитые сигирийские фрески.

Кассапа все пора боялся заговора и предательства приближенных. Поэтому через каждые два-три года одинешенек из его визирей исчезал навсегда — по приказу царя его умерщвляли и замуровывали в каменную стену. Кассапа царствовал возле 20 лет, но все эти годы не знал покоя. Наконец царь узнал, что его брат Моггаллан собрал в Индии огромное войска и идет на него походом. Кассапа не стал дожидаться нападения. Он спустился со своими войсками в долину и здесь дал сражение, но потерпел поражение. Поняв, что пришло возмездие, царь стремительно поднялся в свои каменные чертоги. Со стен на него смотрели изображения погубленных жен. Он видел перед собой лица убитых им визирей, слышал голоса, призывающие к отмщению. Кассапа не выдержал: он выхватил меч и закололся. Говорят, что последней жене удалось избавиться. Узнав от дворцового художника о судьбе своих предшественниц, она тайком свила из веревок и волос лестницу и ночью, не побоявшись высоты, спустилась книзу и убежала к себе в деревню, где и поведала эту историю.

Рассказчик умолк. Я тоже хранила молчание, находясь под впечатлением лишь что услышанного.

— Извините, что вмешиваюсь в ваш разговор, но невольно я слышал доля этой истории, — обратился к нам сидевший за соседним столиком ланкиец, с которым я познакомилась днем,- хотите послушать еще одну легенду?

— Конечно, — заявили мы в один голос.

— Так вот, Кассапа не мог позабыть отца, заживо замурованного в стену. Когда он ходил в одиночестве по своему каменному мешку-дворцу, ему виделось всюду лицо отца, слышались его стоны и проклятья. Чтобы освободиться от этого кошмара, Кассапа приказал придворному художнику расписать стены скальных галерей, запечатлев его многочисленных жен. Уместно, многоженство, по канонам буддийской религии, в этот период разрешалось. Может показаться неправдоподобным, что Кассапа этак дико расправлялся со всеми своими женами. Однако я не сомневаюсь, — продолжал он, — что на фресках изображены собственно жены Кассапы. Кстати, английский археолог X. С. Белл, обнаруживший этот монумент древней сингальской живописи в 1895 году, также утверждал, что на фресках изображены жены царя и их служанки, цветами украшающие своих хозяек, перед тем будто они отправятся в храм в Пидуругала.

Я вышла на улицу. Светила огромная месяц, ее серебристый свет делал пейзаж похожим на театральные декорации. Львиная утес, выделявшаяся темным силуэтом, напоминала задремавшее огромное животное.

Наутро, перед отъездом, мы с шофером пошли побродить по окрестностям Сигирии. В близлежащей деревне мы встретили женщин, храбро и открыто взглянувших на нас. Что за наваждение?! Они чем-то напоминали женщин с фресок Сигирии — те же правильные и красивые черты лица, те же статные фигуры и осанка. Водитель подтвердил, что женщин такого типа не встретишь в Коломбо. Кто они? Родии?! А может быть, представительницы совершенно другой этнической группы?

Приятная девушка

На скальной стене!

Твои зубы словно жемчужины,

Свет твоих глаз дурманит,

Будто цветок лотоса.

Поговори со мной

И раскрой свое сердце! —

было начертано на стене галереи в Сигирии. Этак в средние века выражали свои чувства те, кому довелось увидать это чудо искусства.

Лучшие материалы на Туристер.ру

Метки: , ,

Обсуждение закрыто.