Вы просматриваете: Главная > Тусовки за границей > Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена — начало

Моя прекрасная Вена. Часть V. Императорская Вена — начало

Вена — удивительно прекрасный город! В ней много имперского, величественного, аристократического. Порядок, заведенный еще при Марии-Терезии, считавшей Империю своей семьей, а жителей страны своими детьми и так к ним и относившейся, сохранился и по сей день. И кажется, что жива и сейчас строгая императрица, следящая, чтоб в любимой ею Вене все шло по раз и навсегда заведенному порядку…

Времена Марии-Терезии куда интереснее для меня, и императорскую Вену мне хотелось разглядеть со всеми поробностями. Но понимая, что для всех подробностей пришлось бы переехать в Вену существовать, пришлось чем-то жертвовать, надеясь, что будет и новая встреча с городом, когда появится пора досмотреть неувиденное.

Так появился маршрут, которому мы быстренько присвоили наименование «Императорская Вена».

По этому маршруту мы и погуляем сейчас….

Начинается он от Штефанплац, с которой мы сворачиваем на Кертнерштрассе.

Кертнерштрассе соединяет собор Святого Штефана и Венскую Государственную Оперу и проходит от Штефанплац до Карлплац. В средневековье в конце Кертнерштрассе стояли ворота городской стены Кэртнертор, чрез которые в Вену ввозились товары, продававшиеся неподалеку — на Новом рынке. Названа улица в честь южной провинции Каринтии.

Сейчас это оживленная пешеходная улица, излюбленное пункт шопинга туристов со всего мира. Известные торговые марки открыли тут свои магазины, сувениры Вены, магазины дорогих часов, ювелирные салоны — все кушать на Кертнерштрассе.

На этой улице расположен старейший дворец Эстерхази, в котором и сейчас живут внуки графа. Именно в честь графа Эстерхази назван знаменитый торт, популярность которого перешагнула границы Австрии.

Кертнерштрассе, совместно с улицами Грабен и Кольмаркт образуют одну из основных пешеходных туристических зон Вены, не побывать на которых попросту невозможно, а побывав — столь же невозможно не влюбиться в них!

По Кертнерштрассе доходим до Купфершмиедгассе и поворачиваем напрво, до Нойермаркт.

Нойермаркт — «Новый рынок», ранее назывался «Мучной рынок».

Когда Хоэрмаркт стала мала для разросшейся Вены, в начале 13 века, было принято решение о строительстве Нового рынка. На рынке стали торговать зерном и мукой, отсюда и первое наименование рынка — Мучной. На том месте, где находится отель «Амбассадор», находилась мучная биржа, на которой хранились запасы муки.

Во время Другой мировой войны площадь была почти полностью разрушена и застроена впоследствии новыми зданиями.

Фонтан Доннера, «Провиденция».

В центре площади находится фонтан Доннера, со скульптурами, главная из которых — Провиденция (начин 18 века). Существует легенда, что скульптуру Проведенции Рафаель Доннер сваял со своей возлюбленной, дочки трактирщика, жившей неподалеку. Провиденция является символом Предвидения.

Провиденцию окружают четыре обнаженных фигуры, что у ставшей императрицей Марии-Терезии вызвало припадок сильного гнева. Рассердилась она настолько, что велела фигуры прибрать и расплавить, чтобы никому не повадно было их вновь вернуть на всеобщее обозрение. И в конце 18 века фонтан потерял четыре фигуры. Лишь в начале века девятнадцатого фигуры вернулись на свое место. Оригинал фонтана сейчас находится в нижнем Бельведере, а на площади стоит итого лишь его копия. Правда, ей уже 150 лет, этак что вполне исторический фонтан получается…

Четыре фигуры вкруг Провиденции символизируют реки Австро-Венгрии, причем, мужские фигуры — реки Верхней Австрии, а женские — Нижней.

Фонтан понравился венцам этак, что быстро завоевал всеобщую любовь. Во время Второй всемирный войны фонтан убрали с площади и вернули только в 1947 году.

Здесь же, на площади, находится дом, в котором Й. Гайдн написал «Императорский гимн», мотив которого — официальный гимн Германии.

Здесь же, на площади, находится Императорская усыпальница (Капуцинергруфт, крипта венской Капуцинеркирхе).

Усыпальница императоров Австрийской империи, Австро-Венгрии, и членов дома Габсбургов, в ней храняся останки 145 человек — 12 императоров, 19 императриц и королев, эрцгерцоги, эрцгерцогини и прочии монаршие особы! И одна персона, не имеющая ни малейшего отношения к Габсбургам по крови — воспитательница Марии-Терезии, графиня Каролина Моллард, помещенная в императорскую усыпальницу по велению Марии-Терезии.

Последнее захоронение датируется 2011 годом, когда был похоронен кронпринц Отто поле Габсбург. Усыпальница действующая, в ней и сейчас хоронят представителей династии Габсбургов.

Тела находятся в богатых саркофагах. До 18 века их отливали их бронзы, после реформы Иосифа Второго с уменьшением расходов на погребение монарших особ, саркофаги стали отливаться из меди, использовавшейся весь 19 век. Потом саркофаги стали лить из разных сплавов металлов, используя для отделки серебро и позолоту.

Самые красивые саркофаги у Карла Шестого, 1720 год и Марии-Терезии, 1758 год (какой она сама заказала, за 26 лет до смерти), созданные в стиле рококо. А самая скромная гробница у сына Марии-Терезии Иосифа Второго.

Любой саркофаг закрывается на два замка, один ключ хранится в Сокровищнице в Вене, другой— у монахов-капуцинов.

Расположена усыпальница под церковью ордена капуцинов (Капуциненкирхе), на Нойермаркт, недалеко от дворца Хофбург.

Считается основным местом захоронения династии Габсбургов с 1633 года.

Орден капуцинов основан в 16 веке, в Италии, будто ответвление от ордена францисканцев.

Существует монастырь с начала 17 века, когда супруга короля Маттиаса, Анна, завещала денежки на возведение церкви в Вене, а также постройку алтаря и усыпальницы для нее и ее супруга (итого 22000 гульденов). Ее волю должен был выполнить король Маттиас. Анна умирает чрез год, а ее супруг через три месяца после смерти жены. Их тела ждали окончания постройки усыпальницы в монастыре, находящемся неподалеку. После создания церкви их останки были перенесены в усыпальницу («Склеп основателей»), под монастырем капуцинов.

В течении веков усыпальницу расширяли, после она стала фамильным захоронением Габсбургов.

Сердца Габсбургов размещены раздельно, в серебряных урнах, в Склепе сердец при Августинской церкви. А внутренности — в медных урнах, в склепе под собором Святого Штефана.

Внесению праха в усыпальницу предшествовал ритуал. Герольд из процессии стучал в ворота, а настоятель, монах-капуцин спрашивал: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»

Ему отвечали: «О входе в эту усыпальницу просит невольник Божий, в земной жизни он был австрийским императором».

Капуцин отвечал: «Не знаем такого»!

Этак повторялось три раза.

На третий раз герольд отвечал: «Раб Божий, неимущий грешник!» и врата в вечность открывались…

Почтив память великих Габсбургов, можно отправиться дальше.

По Марко-де-Авианогассе идем до Кертнерштрассе, 37 — Мальтийская храм Святого Иоанна Крестителя.

В начале 13 века на этом месте была построена первая храм, принадлежавшая Мальтийскому ордену — «Дом магистра ордена Святого Иоанна». Мальтийцы пришли в Вену по приглашению Леопольда Шестого. Храм заботилась о бедных и больных людях.

А уже в середине 15 века был построен нынешний храм, который впоследствии перестраивался, достраивался, добавлялись алтарь, орган, витражи. После Первой всемирный войны, из-за финансовых трудностей: мальтийцы жертовавали во время войны большие суммы на хирургическое филиал, персонал, транспорт для спасения раненых солдат, мальтийский орден продал помещение венской епархии. Почитай 30 лет церковь принадлежала епархии и была сохранена в неизменном виде. Тогда же ее признали историческим памятником.

В середине двадцатого века орден выкупил святилище обратно. Тогда же началась реставрация храма, закончившаяся к концу 20 века.

Идем дальше, по Кертнерштрассе на юг, до Аннагассе.

На этой улице расположена храм Святой Анны (Аннакирхе).

На этом месте раньше была часовня Святой Анны. В начале 16 века была построена храм Святой Анны, которая была передана монахиням-клариссам, а в конце 16 века храм перешла к иезуитам.

В конце 17 века в церкви было основано содружество Святой Анны, по инициативе императора Леопольда Первого. Церковь неоднократно перстраивалась, изменялась, горела, восстанавливалась, реставрировалась. Реставраторам удалось сохранить уникальные потолочные фрески основы 18 века.

После изгнания иезуитов с земель Австрии, храм передали монахам-облатам.

Внутри — один продольный неф, и по три боковых часовни с каждой стороны.

Самая большая часовня — первая справа, Франциска Ксавье.

Потолочный свод украшен фресками Д. Грана — «Святая Анна в небесной славе».

В церкви кушать очень красивая деревянная скульптура Святой Анны, Девы Марии и Иисуса (1510 год).

В Аннекирхе хранится главное сокровище — мощи руки Святой Анны, которую выставляют ежегодно прихожанам на обозрение 26 июня.

Вволю полюбовавшись красотой Аннакирхе, а полюбоваться там кушать чем и спешить уходить совсем не хотелось, мы отправились дальше.

С Аннагассе, вернулись на Кертнерштрассе, где на углу с Фильхармоникер штрассе стоит «Захер-отель» и кафе «Захер».

Отель «Захер» и одноименная кофейня давным-давно стали символом Вены. И если жить в отеле выходит дороговато, то зайти в кофейню и попробовать кусочек легендарного тортика по карману всем.

Вкруг рецепта торта много таинственности, секретов и легенд, тщательно лелеемых с года создания — 1832. И хотя на самом-то деле, никаких секретов уже не существует, все равно, увлекательно попробовать десерт именно там, где он и был придуман!

Отель «Захер» основан сыном известного создателя торта «Захер», в конце 19 века. Благосклонность отеля напротив Оперы, в нескольких минутах от Ринга, собора Святого Штефана и Хофбурга упрочило его славу, а история, связанная с эпохой Габсбургов, накрутила отелю популярности. Номера отеля, полные роскоши и изящества, и вид из окон номеров на самое сердце Вены — оправдывают его цену.

В том же здании, со стороны Альбертины, расположно кафе «Моцарт».

Кофейня открыта в 18 веке, но все это пора бережно хранятся секреты и традиции качества австрийских кондитеров. И хотя в «Моцарте» можно закусить и серьезные блюда, все приходят сюда ради вкуснейших десертов и венского кофе. Про венские кофейни я уже писала тут, потому не буду вас утомлять повтором.

Посидев в тепле кофейни, полакомившись вкуснейшим кофе и не менее вкусным десертом, мы отправились дальше исследовать Вену…

И раз уж ноги довели нас до Оперы, будем ею и любоваться!

Венская Государственная Опера, до 1918 года — Венская придворная опера, одинешенек из лучших и красивейших оперных театров в мире.

Придворная опера возникла в Вене в середине 17 века, но своего театра не имела. Свет оперы как жанра, пришелся на середину 18 века. Певцы и музыканты выступали в разных театрах до тех пор, покамест в середине 19 века не началось строительство специального здания для Венской оперы. Архитекторы — Август поле Сикардсбург и Эдуард ван дер Нюлля, выполнили свой проект в стиле неоренессанса. Открытие состоялось в 1869 году, оперой Моцарта «Дон Жуан». Вскоре после открытия, дом театра было невысоко оценено императором Францем-Иосифом и раскритиковано венской публикой. Не пережив травли и нападок, Нюлль покончил существование самоубийством, а Сикардсбург умер от инфаркта.

Как легко обидеть натуральный талант и как ранима его душа — жаль, что об этом мы понимаем зачастую тогда, когда исправить что-либо уже поздно…

Сейчас никто не оспаривает тот факт, что здание Венской оперы признано одним из красивейших в мире — существование расставила все по своим законным местам…

В 1945 году дом Оперы было разрушено при бомбардировках города (зал и сцена были целиком разрушены, пропали декорации и реквизит почти к 120 операм) и восстановлено лишь в 1955 году, открывшись оперой «Фиделио», композитора Бетховена. В этот же год была возобновлена традиция ежегодных балов в Венской опере.

Ныне Венская опера занимает первое место в мире по количеству спектаклей — они идут 285 дней в году.

Угодить в Венскую оперу — мечта многих и многих театралов и просто туристов.

Ведущие мировые постановщики, режиссеры, певцы почитают за величайшую честь выступать на ее сцене.

Посмотреть Венскую оперу можно с экскурсией или купив билеты на оперу или хореография. Разбос цен огромен, самые дешевые билеты на стоячие места, которые можно приобрести за 1,5 часа до начала представления (2 — 4 евро). Если вы хотите посмотреть оперу с комфортом, то билеты лучше хватать через интернет, с помощью официального сайта Венской оперы.

От Венской оперы, по Оперрингу, мы идем до Бурггартен.

Бурггартен — государственный парк, стройка которого началось в 19 веке на месте взорванного Наполеоном бастиона. После войны, император Франц Первоначальный, решил расширить дворец и подумать о разбивке сада для своей семьи. Сад Бурггартен стал личным садом императора. План будущего сада и работы по его озеленению велись лучшими на то время специалистами. Для широкой публики Бурггатрен был открыт в 1919 году. В парке немало достаточно старинных деревьев, встречаются и редкие экземпляры. Новые саженцы тоже появляются, об этом можно судить по маленьким и еще не окрепшим деревьям. По стилю парк создавался, будто английский ландшафтный парк. На мой взгляд, извилистые и петляющие дорожки парка — одно из его основных украшений!

На территории парка кушать Пальмовый дом (памятник архитетуры модерна), более 100 лет служащий оранжереей. Доля его отдана павильону бабочек.

Есть памятник императору Францу-Иосифу Первому, но мы его этак и не увидели — шла то ли стройка, то ли реконструкция парка.

Однакопамятник Моцарту посмотрели!

Памятник Моцарту создан в конце 19 века и сначала находился на Альбертинаплац. После Другой мировой памятник сильно пострадал, был отправлен на реставрацию и вновь его выставили уже в Бурггартене, в 1953 году, где он и сейчас стоит. На клумбе, перед памятником, неизменно выложен из цветов скрипичный ключ — цветы обновляют, не давая им завять даже поздней осенью… Разумеется, пышной летней зелени и ярких клумб уже не было, но Моцарт хорош и среди облетевших деревьев…

Визави Бурггартена — дворец Нойебург.

Дворец Нойебург, на Хельденплац, был построен в последние годы правления Франца-Иосифа. Собственно с балкона этого дворца Гитлер, в 1938 году, провозгласил «аншлюс» Австрии. Сейчас в здании — музейный комплекс, включающий 4 музея: Музей Народного искусства, Музей оружия, Эфесский музей, Музей старинных инструментов.

Из Бурггартена выходим на Альбертинаплац — середина туристической жизни в Вене. Здесь всегда много туристов, тут цокают лошади, запряженные в фиакры, здесь можно перекусить на ходу, тут можно неторопливо полакомиться и выпить кофе, здесь есть что посмотреть и чем полюбоваться!

— Мемориал против войны и фашизма.

Автор памятника «Ворота насилия» — А. Хрдличка. Каменные глыбы привезены из каменоломен концлагеря Маутхаузен, между ними — фигура еврея, моющего на коленях улицу щеткой. Монумент появился на площади в год 50-летия захвата Австрии фашистскими войсками. На этом месте до войны стоял жилой дом, в котором в 1945 году, при бомбежке погибли сотни людей, потому выбор именно этого места для памятника был не случаен.

— Конный монумент эрцгерцога Альбрехта.

Эрцгерцог Альбрехт выиграл битву при Кустоцце в 1866 году. Если возвыситься на Альбертину, эрцгерцога можно рассмотреть в деталях и подробностях.

— Альбертина.

Наименование произошло от имени основателя — герцога Альберта Саксонского-Тешенского. После его смерти собрание перешла по наследству к эрцгерцогу Карлу, затем — эрцгерцогу Альбрехту Фридриху Австрийскому и эрцгерцогу Фридриху Австрийскому. В 1919 году дом и коллекция перешли от Габсбургов в собственность Австрийской республики. С 1921 года дом и коллекция носят имя «Альбертина».

Дворец полностью восстановлен после Другой мировой войны.

Графическая коллекция Альбертины уникальна и не имеет аналогов (возле 65000 рисунков и около 1 млн гравюр). Помимо этого, в Альбертине две уникальные коллекции импрессионистов основы 20 века и современные выставки, проходящие время от времени. Собрание Альбертины охватывает период от поздней готики до современности.

В постоянной экспозиции Альбертины находятся одни из самых интересных работ за последние 130 лет: от французского импрессионизма до немецкого экспрессионизма, русского авангарда и современности. Тут можно полюбоваться шедеврами Да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Рембранта, Рубенса, Климта, Пикассо, Шиле, Сезана, Ренуара, Шагала, Малевича.

Альбертина является одним из самых посещаемых музеев мира.

Прочертить в Альбертине можно не один день, думаю, со мною согласится любой.

Идем дальше…

По Аугустинерштрассе выходим к Михаэлерплац, где расположено весьма много достопримечательностей.

«Дом без бровей».

В начале 20 века венский зодчий Адольф Лоос, нанятый еврейским банкиром Л. Гольдштейном, построил коммерческое дом на Михаэлерплац. Через два года здание было готово и сразу вызвало огромный дебош своим запростецким фасадом! Окна, лишенные традиционной лепнины и карнизов, делали дом чересчур простеньким и совсем небогато выглядящим. Венцы, не долго думая, прозвали творение Лооса «Дом без бровей». Общественность требовала снести уродливый дом. Император Франц-Иосиф отказывался входить в императорский дворец со стороны Михаэлерплац, чтоб не видеть лишний раз такой некрасивый дом. Более того, император велел занавешивать во дворце окна, выходящие на «Дом без бровей».

Сам Лоос, будучи противником всякого рода «украшательств» отстаивал право своего детища на жизнь, настаивая на функциональности здания. Компромисс был найден, когда Лоос разрешил украисить окна цветочными ящиками.

В 1947 году дом признали памятником архитектуры и взяли под охрану. В 1987 году дом купил «Раффайзен Банк».

Нам повезло увидеть творение Лооса и «с бровями», и «без бровей»! И чего было этак нервничать, собственно говоря, — симпатичное здание!

Церковь Святого Михаила — Михаэлеркирхе.

Базилика Микаэлекирхе была заложена в 13 веке, монахами ордена Святого Михаила и посвящена Архангелу Михаилу. В 14 веке храм была расширена, а в 16 веке перестроена в готическом стиле. В приход Микаэлеркирхе входила императорская резиденция. В 18 веке храм принимает привычный нам барочный вид.

В церкви орган 18 века — крупнейший в Вене, выполнен в стиле барокко.

Собственно в этой церкви 5 декабря 1791 года проходило отпевание Моцарта, тогда же и был исполнен впервой его «Реквием».

На Микаэлерплац, во время строительных работ в год окончания Другой мировой войны, были обнаружены древние постройки — остатки стен времен римского Виндобона.

В самом центре площади организован музей под открытым небом (1992 год), где можно посмотреть на раскопки древних стен.

Здесь же, на Микаэлерплац, лагерь фиакров. Терпеливые лошадки ждут своих седоков, фиакрщики греются чем-то, открыто крепче кофе, а булыжная мостовая хранит следы лошадиных подков. Если кушать желание и не очень жалко денег — можно прокатиться на фиакре, любуясь Веной и наслаждаясь отдыхом под теплой попонкой, которой вам внимательно укутают ноги.

С Микаэлерплац, через ворота пышного Михайловского крыла (19 столетие), мы зашли в Хофбург.

Ворота Микаэлертор — парадный вход в Хофбург, являются частью здания, возведенного по повелению Франца-Иосифа Первого. По обе стороны входа находятся четыре фигуры Геркулеса, а также два фонтана — «Владычество Австрии на суше» (справа) и «Владычество Австрии на море» (слева).

Хофбург — зимняя резиденция Габсбургов и основное пункт жительства императорского двора в Вене (с 13 века). Во дворце 2600 залов и комнат, 18 строений, 19 дворов в совершенно разных стилях — готика, ренессанс, барокко, бидермайер, историзм.

К Хофбургу примыкают площади Хельденплац, Йозефплац, Михаэлерплац и парки Бурггартен и Фольксгартен.

Отдельный комнаты используются как официальная резиденция президента Австрии.

Средневековые сооружения расположены вкруг Швейцарского дворика, названного в честь «швейцарской гвардии», личной охраны Марии-Терезии.

В этом дворике расположены готическая капелла 15 века и императорская сокровищница.

Швейцарские ворота появились при Фердинанде Первом, они украшены геральдическими символами.

При императоре Максимилиане Втором появились конюшни (Штальбург — 16 столетие), переоборудованные позднее (17–18 века) под художественную галерею. Самый ослепительный пример венского ренессанса, первоначально предполагалось, что это будет резиденция эрцгерцога Максимилиана.

При Рудольфе Втором появилось крыло с покоями императрицы, названное Амалиенбургом. Расположено визави входа в Швейцарский двор, на площади Ин-дер-Бург. Интересны часы на фасаде — сверху обычные, под ними — солнечные. Стройка начали в 16 веке, при Марии-Терезии внутренние помещения были переделаны. В этом дворце были личные покои императрицы Сисси. Во время Венского конгресса во дворце останавливался наш император Александр Первоначальный.

Здесь устраивали турниры, проходили военные парады. В центре — монумент императору Францу Первому, но нам не привелось им полюбоваться, памятник был затянут в леса.

При Леопольде Первом постороены винные погреба и Леопольдово крыло (Леопольдинишертракт) с парадными залами для приемов. Создан будто пристройка к дворцу Амалии в 17 веке. здесь жили многие поколения Габсбургов, но самые большие изменения произошли при внучке Леопольда Первого — Марии-Терезии.

С 1947 года тут находится резиденция австрийского президента, здесь же проводятся государственные визиты, приемы, конгрессы.

При Карле Шестом построено дом Испанского Манежа (18 век) и императорская библиотека (18 столетие). В начало коллекции библиотеки было положено личное собрание книг и рукописей Габсбургов, одна «библиотека Евгения» насчитывала 15000 томов. Сейчас в библиотеке собрано более 2,6 млн книг, а ведь кушать еще рукописи, старинные книги, изданные до 16 века, карты, глобусы, ноты, папирусы. В библиотеке находится национальное хранилище книг Австрийской республики.

При Марии-Терезии построен придворный Бургтеатр.

При Иосифе Втором — Йозеф-плац с конной статуей императора.

Любой из Габсбургов расширял и пререстраивал резиденцию. Выкупались соседние здания, их сносили и строили новые корпуса на освободившейся земле. Потому планировка Хофбурга совершенно лишена симметрии и состоит из двориков.

В середине 19 века, после сноса городских стен, император Франц-Иосиф принял решение расширить Хофбург и построить новоиспеченный замок в стиле «нео-ампир» — Нойербург. Строительные работы затянулись и завершились перед самой Всемирный войной. Тогда же появился «Дом без бровей», возмутивший эмоция прекрасного в императоре. Помешала война построить и огромный императорский форум.

Если вы интересуетесь жизнью Элизабет, супруги Франца-Иосифа, более известной будто Сисси, то в Хофбурге есть ее музей. Шесть залов музея, открытого в 2005 году, в день 150-летнего юбилея венчания императора и баварской принцессы, познакомят с судьбой «первой красавицы Европы» и «несчастливой императрицы».

Продолжение следует…

Лучшие материалы на Туристер.ру

Метки: , , , , ,

Обсуждение закрыто.